ГлавнаяСтатьиСтатьи и интервью. Обзоры рынкаСтатьи и интервью. Обзоры рынка

Как правильно принять квартиру у застройщика: практические советы

Как правильно принять квартиру у застройщика: практические советы
Как только квартира по бумагам получает статус завершенного жилья, покупатели впадают в состояние легкой эйфории.
 
 
Именно в этот период недобросовестные компании-строители пытаются «под шумок» и по-быстрому передать недвижимость владельцам, сняв с себя ответственность за возможные недочеты. 

Чтобы получить максимально качественный товар, необходимо четко знать, какие ошибки больше всего бьют по карману. Вот о них и читайте дальше. 

На полную проверку качества выполненных работ необходимо выделить целый день. Нельзя рассчитывать принять квартиру за полчаса, иначе очень быстро начнут всплывать все недоработки, на которые в момент подписания акта приема-передачи покупатель просто не обратил должного внимания. 

Глядеть нужно в оба, потому что второго такого простого шанса уже не будет (как бы пафосно это не звучало). И при этом следует четко понимать, что всегда существуют недостатки, которые определить в данный момент не будет никакой возможности. Они будут вносить дискомфорт в последующую жизнь жильцов, например, только в зимнее время. Так, принимая жилую недвижимость в июле месяце, сложно спрогнозировать, как поведут себя батареи; а в солнечный день невозможно заметить, что лоджия слегка подтекает, или рама неплотно прилегает к оконному проему. 

Но некоторые дефекты строительства легко обнаружить, если внимательно присмотреться, а главное, знать, где искать:

- розетки и краны (их работоспособность всегда должна быть на высоте);
- качество монтажа дверных проемов;
- как открываются двери и окна;
- наличие вентиляционных отверстий в кухне и ванной (этот недостаток присутствует на многих форумах, поэтому недооценивать его значимость нельзя);
- ровность пола, стен, потолка;
- качество стыков труб и радиаторов;
- наличие или отсутствие трещин в перекрытиях и несущих стенах;
- электрощиток и подводка к нему;
- работа электросчетчика. 

Этот минимум требований значительно расширяется, когда квартира покупается с чистовой отделкой. Поэтому и времени нужно выделить на порядок больше. Желательно изучить качество следующих работ:

- покраску потолка, 
- качество поклейки обоев,
- настил линолеума или укладку ламината,
- работу всех кранов и сливных бачков. 

Следующее правило: ничего не подписывать сразу. В этом деле спешка недопустима. Начинается этап документального оформления с того, что дольщику направляется письменное уведомление о том, что дом сдается в эксплуатацию. При этом застройщик обязан уложиться в определенные сроки после того, как им было получено разрешение на ввод. В этом же уведомлении будет указано время, когда будущему владельцу необходимо явиться, чтобы осмотреть и принять жилые метры. Некоторые компании продолжают использовать смотровые листы, поэтому лучше сразу поинтересоваться в офисе, чтобы полностью знать все процедурные моменты. 

Особенно должен насторожить тот факт, что представитель застройщика начинает торопить с осмотром. Боязнь, что клиент поймает их на горячем, заставляет прорабов нервничать и обещать, что то или это будет устранено сразу же после подписания акта приема-передачи. 

Правильная тактика поведения должна базироваться на полном игнорировании подаваемых «знаков». Только внимательный и неспешный осмотр квартиры поможет сверить то, что есть, с описанием и избавить себя от дальнейших бытовых неприятностей. 

Самым нетерпеливым могут предложить и вовсе обойтись без осмотра, мотивируя это хорошим отношением и наличием больших очередей. Этот вариант должен быть откинут дольщиком сразу же. 

Если факт наличия недоделок установлен, то дальше лучше действовать следующим образом. Для каждого найденного несоответствия следует установить четкий срок исправления. Иногда случается так, что дефекты можно устранить в присутствии клиента, после чего подписывать акт приема-передачи уже можно. 

В противном случае в предоставленном документе необходимо указать каждый найденный дефект. Не рекомендуется соглашаться на компромисс, когда вместо быстрого и немедленного устранения, клиенту предлагают подписать акт приема в обмен на гарантийные обязательства будущих исправлений. Поступив так, как хочет застройщик, покупатель рискует остаться у разбитого корыта, когда проще самому все отремонтировать, чем в сотый раз звонить строителям и требовать наконец то выполнить взятые на себя обязательства. 

Также не стоит соглашаться на стандартную формулировку, что все недочеты будут устранены «в разумные сроки». Необходимо четко оговорить каждую дату, иначе придется просто ждать, когда же истечет этот «разумный» срок. 

Что касается максимального срока, в течение которого застройщик обязан выполнить все договоренности, составляет 45 дней. Об этом написано в законе «О защите прав потребителей». 

Не следует вести никаких устных переговоров с компанией-застройщиком. Это особенно актуально, когда дефектов больше, чем сам клиент рассчитывал. Каждую бумажку необходимо сохранять, ведь в случае решения спора через суд, она может понадобиться и сыграть ключевую роль. 

Так, акт, в котором указаны все выявленные дефекты, нужно составлять в 3 экземплярах, чтобы один оставить себе, второй отдать прорабу на стройке, который показывал помещение, а третий по почте отправить в офис застройщика. Обязательно заказным письмом. На своем экземпляре стоит проставить входящий номер, который будет присвоен документу компанией при получении. 

Нельзя игнорировать приглашения на первичный или вторичный осмотры квартиры. Если такое произойдет, то считается, что покупатель автоматически со всем согласен и принимает жилье. Составляется односторонний акт приема-передачи, и на этом застройщик умывает руки. 

И последнее. Застройщика необходимо «воспитывать» постоянно, начиная с первого дня договоренности. И тогда на момент сдачи квартиры удастся избежать многих неприятностей. Что касается особой медлительности строительных компаний, то необходимо четко руководствоваться положением ФЗ №214, в котором говориться, что квартира должна быть передана дольщику не позже того срока, что указан в договоре. В типовом договоре этот срок обычно равен 6 месяцам после сдачи дома в эксплуатацию. И при этом известить клиента застройщик обязан не позже, чем за 2 месяца до его окончания. 

Пролонгация этого срока возможна, но только тогда, когда дом еще не введен в эксплуатацию, но если строители специально тянут с устранением дефектов, то процесс передачи может значительно «вывалиться» за установленные договором рамки. И все равно гарантия на купленный товар по закону составляет 5 лет, в течение которых все претензии покупателя должны быть удовлетворены. В разумных пределах, конечно.

Статьи и интервью. Обзоры рынка

  • Федеральная налоговая служба России
  • Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
  • Департамент имущества города Москвы